Жуткий ритуал фотографий post-mortem появился в России в 1839-ом году, вместе с изобретением дагеротипа. Несмотря на то, что со стороны он кажется насмешкой над мёртвыми, на самом деле в то время все понимали необходимость подобных изображений и родственников усопшего не осуждали. Нашему человеку всегда была дорога увековеченная память о семье – а в XVIII-ом веке иного способа сохранить для потомков представителей фамильного древа зачастую просто не существовало: позволить себе услуги художников-портретистов могли только состоятельные люди.
Таким образом, когда появилась более дешёвая дагеротипная фотография, многие семьи со средним достатком ухватились за неё, как утопающий – за соломинку. Популярность фотографий пост мортем объясняется ещё и тем, что уровень медицины 18-ого века был довольно низким – соответственно, детскую смертность в 18-ом веке считали одним из основных российских бедствий.
Мёртвых в процессе съёмки стремились представить живыми, поскольку наши предки искренне верили в то, что в фотографию, как и в портрет, после смерти переселяется душа человека. Поэтому снимали покойников не в гробах, а в обыкновенном, «прижизненном» виде: сидевшими, стоявшими (для этого применяли специальный деревянный штатив, который поддерживал умершего сзади), в окружении скорбящих родственников. Немало волновал семью и вопрос глаз, вследствие чего их либо приоткрывали, либо фотограф занимался ретушью уже готовых фотографий. Результаты таких экспериментов иначе как жуткими не назовёшь.
Мнение это разделялось и детьми той эпохи, которым приходилось проводить 15-30 минут в полной неподвижности, обнимая ледяной труп (на разных стадиях разложения) или же просто стоя рядом. Не все выдерживали тяжёлое испытание: естественно, дети дёргались, двигались… а на фотографиях из-за этого получались слегка размытыми, что, в свою очередь, считалось дурным знаком. Особенно огорчало родителей «смазанное» лицо живого ребёнка – согласно поверьям 18-ого века, сие означало, что он уйдёт в мир иной следующим.
Так продолжалось вплоть до изобретения амбротипии (1851-ый год) и тинтайпа (XIX-ый век): способов моментальной фотографии. С их помощью количество наполовину размытых снимков свелось к нулю.
С течением времени менялись и пожелания семьи усопшего. Детей и взрослых всё чаще изображали спящими, изредка фотографа даже просили нанести «румянец» — чуть-чуть розовой краски – на щёки мертвеца.
Ещё позже, уже в XIX-ом веке, покойников стали фотографировать прямо в гробах.
Этот обычай в странах Восточной Европы сохранился и до наших дней. В США подобным образом увековечивают лишь усопших знаменитостей, нередко – против воли родственников – папарацци умудряются запечатлеть «звёзд» в процессе судмедэкспертизы.
В России такая традиция утратила актуальность ещё столетие назад — как и наложение посмертной гипсовой маски.
А вот в качестве ответвления искусства фотографии псевдо post-mortem своё существование продолжают – и весьма, надо признать, успешно.