Эта субкультура, которую молодёжной можно назвать лишь с некоторой натяжкой, как и ботаны, вряд ли считает себя таковой. Однако под давлением корпоративной этики и правил «офисный планктон» давно уже перерос из оскорбительного прозвища в самый настоящий образ жизни. А значит, он тоже представляет собой весьма широкое ответвление общечеловеческой культуры. По крайней мере, наши потомки, разбирая документальные свидетельства жизни современной цивилизации, обязательно отнесут просиживающий в офисах народец к отдельной категории-касте.
Итак, к офисному планктону принадлежат молодые люди обоих полов. Целей у них три:
1. Ничего не делать.
2. Получать за это как можно более крупную зарплату, чтобы потом меряться ей с другими представителями своей субкультуры.
3. Несмотря на п.1, взбираться по карьерной лестнице с периодичность в год по ступеньке, а если начальство подобного «роста» не предоставляет, уволиться и начать всё заново в другой компании.
Как видите, офисный планктон – редкостные паразиты, которых, помимо денег и мыслей об отпуске, волнует только собственное эго. Если каким-то чудом в офис попадает умеющий работать и знающий своё дело профессионал, планктон только и думает о том, как бы свалить на него собственные обязанности либо подставить под увольнение, потому что конкуренция на карьерной лестнице не нужна никому.
Впрочем, именно поэтому большие корпорации специалистов не нанимают. 99% офисного планктона – менеджеры «энного» звена. Их задача – найти нового клиента, удержать старого и втюхать им побольше никому не нужного говна.
Поскольку все прекрасно понимают, что задача эта зубодробительно скучна, в зданиях из металла, стекла и бетона идёт перманентная тихая война между офисным планктоном и его руководством. Первые изо всех сил отлынивают и увиливают от основной работы, готовые заниматься даже низкооплачиваемым копирайтингом (см. «Графомания»), нежели нарываться на грубости потенциальной клиентуры, которую по спискам приходится-таки обзванивать ежедневно. Понимая это, руководство строго бдит и вводит псевдояпонские (как вариант – псевдоамериканские) правила, согласно которым каждый представитель офисного планктона должен вкалывать на чужого дядю, как на себя, улыбаться от уха до уха 24 часа в сутки и, скидываясь коллегам на подарки, посещать непременные корпоративы, способствующие «тимбилдингу». О повышении зарплаты начальство при этом не думает – и правильно делает, т.к. повышать её дальше, собственно, уже и некуда. Когда принятые меры не помогают, начинается тирания, т.е. ежедневные планёрки, на самом деле предназначенные не для сплачивания команды и увеличения продаж, а только и исключительно контроля ради.
Естественно, из-за этого монотонного, нелюбимого образа жизни хрупкая психика офисного планктона не выдерживает и деформируется. Человек, мягко говоря, ломается, угасает изнутри. Лишается мечты детства, надежды оставить след в истории, возможности выстроить нормальную личную жизнь (не говоря уже о собственном доме), да и просто заниматься каким-нибудь хобби. Не хватает времени, денег, желания. Словно какая-нибудь секта, корпорация зомбирует офисный планктон, превращая людей в безмолвных, покорных роботов, считающих себя амбициозными бизнесвуменами и топ-менеджерами. Что касается зомби постарше – те, осознавая весь ужас своего положения, начинают спиваться.
Со стороны же данная субкультура выглядит особенно жалко, потому что разрушает и общество, и самоё себя изнутри.