Когда-то в далёком прошлом для проводов в иной мир японцы, подобно другим морским народам, использовали погребальные ладьи. Затем они сменились курганами, но лишь для того, чтобы уже во времена Средневековья жители страны Восходящего Солнца осознали преимущества сожжения, предложенного монахами-буддистами и позднее сменившегося кремацией. Оно и неудивительно, поскольку японцы, по сути своей, являются островитянами – земля, в их рациональном представлении, живым нужна больше, чем мёртвым.
Похороны в Японии – церемония строгая и выдержанная. Начинается она с того, что мёртвому смачивают губы, омывают тело; уши, рот и ноздри затыкают кусочками хлопка. Покойниц облачают в кимоно, покойников чаще хоронят по-европейски: в костюмах. Далее на грудь усопшего кладут нож, отгоняя злых духов. Само тело помещают в полный сухого льда гроб, куда также аккуратно высыпают любимые вещи человека, монеты для загробного мира и сандалии, а на столик рядом с кроватью ставят цветы, свечи и благовония.
Потом о смерти человека дают знать его начальству и родственникам. Появившись во время похорон, те принесут с собой не только памятные дары скорби, но и деньги в специальных конвертах – все понимают, что процесс погребения в Японии очень дорогой, а служители храмов и представители ритуального обслуживания вовсе не стремятся сделать его дешевле. Напротив, вслед за старыми дорогими услугами – как, например, покупка для усопшего посмертного имени (каймё) или проведение похорон только в определённые дни (ни в коем случае не в так называемые томобики) – появляются новые (см. «Гостиница для покойников»).
Во время отпевания, которое происходит накануне похорон, буддисты ставят гроб на алтарь таким образом, чтобы головой усопший лежал к западу или северу. Посетители и родственники одеты в чёрное, некоторые приносят с собой специальные чётки (дзюдзу). Перед покойным и в некотором отдалении от него воскуривается ладан.
На похоронах продолжают жечь фимиамы, одновременно с этим священник читает сутру и даёт умершему новое имя. По окончании церемонии один из родственников забивает в гроб гвозди камнем, а затем последнее обиталище покойного увозят в крематорий. Процедура кремации занимает от часу до двух – после неё родственники палочками укладывают прах в урну, которую затем отправят в общую семейную могилу на кладбище.
Перед уходом домой каждый гость получает пакетик с солью, чтобы с её помощью избавиться от скверны, которую заполучил, провожая усопшего в мир иной.
А вот во время посещения кладбища (японцы часто навещают семейные могилы) живой человек осквернённым уже не считается. Наоборот, к покойным после всех вышеописанных ритуалов продолжают относиться, как к перешедшим на более высокий уровень предкам, которые, тем не менее, витают где-то рядом. Приходят, рассказывают новости, в знак участия оставляют на соседних и знакомых могилах визитные карточки.
Культ почитания предков проявляется ещё и в ритуальных ежегодных праздниках, наиболее известным из которых можно назвать японский фестиваль призраков – О-бон-мацури.