С первого же взгляда на эти средневековые кресла становится ясно: придумали и сделали их в разных странах. Хотя выглядят данные орудия пытки похоже – и позже их даже пытались объединить в одно, – принцип работы ведьминского кресла отличается от принципа действия испанского кресла (к испанскому сапожку оно отношения не имеет).
Первое основано на том, что жертва будет мучить себя самостоятельно, без приложения к этому дополнительных усилий со стороны. Единственное, что предстоит сделать палачу или инквизитору – это пристегнуть её запястья с лодыжками и ждать.
Как вы можете видеть, сиденье, спинка, подлокотники и часть кресла, что прилегала к икрам «ведьмы», покрыты небольшими шипами – наподобие тех, которые вбивали в свои доски йоги. Они не могут причинить серьёзных увечий, однако мягкими частями тела воспринимаются очень болезненно. Опускаясь своим весом в кресло, женщина садилась на шипы, которые жалили её в пятую точку похуже москитов в пытке под названием скафизм.
Полностью подняться жертве мешали привязанные руки и прикованные к ножкам кресла лодыжки. Таким образом, святому отцу-инквизитору оставалось только стоять и наблюдать в ожидании, пока терзающая её тело боль не станет совсем невыносимой: тогда «ведьма» признавала выдвинутые против неё обвинения.
Похожим образом была устроена, к примеру, утыканная гвоздями молитвенная доска. Женщину заставляли встать на неё на колени и молиться до тех пор, пока не раскается и не сознается во всём. После чего её, разумеется, предавали смертной казни через утопление либо сожжение на костре.
Использование ведьминского кресла продолжилось и позже, уже в XX-ом веке, когда в концлагерях из заключённых, в прямом смысле слова, выбивали политинформацию. Терпения у военных палачей было намного меньше, чем у инквизиторов, поэтому к мукам жертвы добавлялся ещё и кнут с плетьми: от избиения человек в кресле поневоле дёргался, и шипы вонзались в кожу ещё глубже.
Второе кресло – испанское – по устройству своему напоминает другое орудие пытки, гридирон. Чаще всего гвоздей на нём не было, зато под скованные в железные колодки лодыжки узницы подсовывали поднос с углями, буквально дышавшими жаром. Ступни обречённой женщины начинали обгорать – и, словно одного этого было недостаточно, в жаровню постепенно подливали масла, которое попадало и на ноги.
Иногда костёр разводили не под ступнями осуждённой женщины, а под сиденьем кресла, т.е. под ягодицами.
Справедливости ради, стоит отметить, что пытали такими способами не только и не столько ведьм, но и преступниц. Ярчайшим (а может, и единственным) примером инквизиторской справедливости служит знаменитая отравительница ля Вуазьен – именно её привязывали к испанскому креслу в процессе нашумевшего французского дела об отравлениях (XVI-ый век).