Подобно пытке щекоткой, верблюжья шапочка впервые получила распространение на Востоке. А в средневековой Европе, как и сажание на кол, в силу своей жестокости (и отсутствия верблюдов, надо полагать) не прижилась.
Изобрёл это гениальное в своей простоте орудие пытки ум поистине дьявольский: для того, чтобы медленно и мучительно прикончить человека либо превратить его в полного идиота до конца жизни, требовалось всего-навсего забить взрослого верблюда и… использовать отрезки его шкуры в качестве очень своеобразных «шапочек».
Материалом служила самая плотная и тяжёлая часть шкуры – выйная. После того, как выю разрезали на части, эти куски в сыром, горячем ещё виде надевали на предварительно выбритые налысо головы рабов.
Шири, несмотря на указание на неё, как на шапочку, не шили. Этот кусок шкуры просто прилипал к коже намертво, хуже пластыря. А когда орудие пытки высыхало, всё вместе начинало выглядеть, будто пленнику на голову натянули купальную шапочку, снять которую можно было только со скальпом.
Подвергшихся подобной процедуре и выживших после неё азиаты именовали манкуртами – в переводе это означало «человек, который не помнит собственного прошлого». Справедливости ради, стоит заметить, что пленники умирали чаще, чем становились беспамятными и покорными слугами. Вероятно, по этой причине особой популярностью верблюжья шапочка не пользовалась.
В чём же, собственно, заключалось наказание? Каким образом простое ношение шапочки, пусть даже и надетой пожизненно, могло причинить пленнику боль?
Дело в том, что шири полностью останавливала рост волос. Если из-под купальной шапочки они ещё худо-бедно проросли бы, то из-под «второй кожи» — никак. И, поскольку организм гнать их в рост не прекращал, волосы устремлялись сквозь шири или же прямо под кожу. Истязание продолжалось целыми днями и неделями, в течение которых голову обречённого на пытку человека просовывали в колоду, а самого его увозили в степь и там на несколько суток бросали.
Несчастный мог кричать до хрипоты: вопли всё равно никто бы не услышал. Руки и ноги пленника обычно связывались, чтобы он не смог дотронуться до головы и снять шири – а она постепенно сжималась стальным обручем, причиняя невыносимые страдания. Если за время пытки раб не погибал, то сходил с ума навсегда. Вернувшиеся жуаньжуаны давали ему попить, освобождали и даже лечили, чтобы впоследствии он трудился на них пожизненно, не строя втайне козней.