Статья посвящена этнографическому описанию аварцев, исстари проживающих на территории Грузии. Рассматриваются вопросы конфессионального, социально-политического, экономического и культурного развития, адаптации к общественно-политическим переменам в Грузии, миграционной активности, а также проблемы вынужденных переселенцев на территории Республики Дагестан.
Общее количество представителей дагестаноязычных народов в Грузии по переписи 1989 г. составляло немногим менее 6 тыс. человек, включая 4230 аварцев (правда, общественные организации в дагестанской прессе заявляли о 17 тыс. человек, что ближе к действительности), 720 «лезгин», большинство из которых на самом деле являлись аварцами, 155 «кумуков», на самом деле являвшихся лакцами-кумухцами, 426 собственно лакцев и 93 удина. По переписи 2002 г. их численность упала до 2,5 тыс. человек.
Аварцы в Грузии являются единственным дагестанским народом, имеющим на территории этого государства компактно расположенные поселения. Лакцы-ремесленники жили в Грузии еще с XVIII века. Вследствие профессиональной ориентации они всегда составляли большинство городского населения дагестанцев Грузии, в отличие от аварцев, являвшихся преимущественно сельскими жителями.
Дагестанцы-христиане. Если о дагестанцах-мусульманах, живущих в Закавказье и в частности в Грузии, известно многое, то о христианском дагестаноязычном народе — удинах — в Дагестане сведений очень мало. Удины в Грузии компактно живут только в одном селении Зинобиани (в советское время называлось Октомбери или Октябрьское), в которое они переселились в 1920 г. из Варташена (ныне город Огуз Азербайджанской Республики). Удины как близкий армянам Нухинского уезда этнос наряду с ними стали объектом нападений во время азербайджано-армянских столкновений в начале XX века. Будучи в меньшинстве в данном регионе Азербайджана, армяне покинули регион и перебрались большей частью в Грузию. Вместе с ними ушла и часть удин, которые, правда, по предложению руководства Грузии поселились отдельно от них в Кварельском районе.
Сейчас удины очень сильно грузинизированы. Это произошло вследствие объективных причин: межэтнические браки, конфессиональное единство, обучение на грузинском языке, очень малая численность. На данный момент большинство молодежи в Зинобиани не знают родного удинского языка. Таким образом полная грузинизация удин — всего лишь вопрос времени. По переписи 2002 года удинами назвались 49% населения села Зинобиани, грузинами считают себя также 49%.
«Бывшие» аварцы. В остальных населенных пунктах Кахети насчитывается не более 10 хозяйств аварцев. Однако в Лагодехском районе находится азербайджанский анклав из четырех селений: Кабали, Караджала, Ганджала и Узунтала, первое населено в массе своей уже ассимилированными аварцами. Три других — в основном шиитами, приехавшими в первой половине XX века из разных регионов Закавказья. Надо отметить, что население Кабали представлено суннитами-шафиитами, в то время как тюркоязычные сунниты в Закавказье — все без исключения ханафиты. Шафиитами же в Закавказье являются дагестанцы или потомки дагестанцев. Кабали является первым, а до советского периода даже единственным населенным пунктом этой зоны. Возникло оно на рубеже XIX-XX веков и в силу благоприятного расположения начало быстро расти в размерах. К 1910 году здесь жили 440 человек. По переписи 2002 года их численность достигла 3,5 тысячи. Шииты же приехали сюда позднее.
По устным сообщениям местных жителей, в Кабальской зоне выше автодороги Кварели — Лагодехи живут шииты, а ниже — сунниты шафиитского мазхаба. Соответственно суннитская зона охватывает селения Кабали и Караджала, а шиитская — Ганджала и Узунтала. Однако, как выясняется при более подробном изучении, значительная часть жителей села Караджала являются шиитами. Различия между двумя группами населения хотя и не значительные, однако весьма ощутимы даже на первый взгляд. В разговоре, например, шииты несколько удлиняют, растягивают слова, а сунниты, наоборот, слова выговаривают четче и короче. Шииты отличаются от суннитов и более мягкой фонетикой (y — g, f — p и так далее).
В Кабальской зоне расположены четыре мечети, по одной на каждое селение, однако пятничный намаз совершают только в суннитской мечети села Кабали, поскольку религиозность шиитов на очень низком уровне. В отличие от суннитской, шиитские мечети работают только в дни религиозных праздников, в частности дня Ашуры.
Жители Кабали, как и все дагестанцы, — сунниты шафиитского мазхаба, они также являются последователями накшбандийского и шазилийского тарикатов, есть здесь и последователи аварского шейха Малламухаммада из Белоканского района.
Основателями селения Кабали были братья Иса и Раджаб и их односельчанин Хаджимухаммад, а также родственники и земляки из горных обществ Анцух и Таш. В частности, мечеть — первое общественное здание, обычно располагающееся в историческом центре села, построена Исой-апанди на принадлежащей ему же земле. В 150-200 метрах от мечети находится фамильное кладбище потомков Исы-апанди и его брата, которые стали первооснователями села. Далее к нему присоединились выходцы из Гарбутля, Нахада, Кутлаба и других аварских селений, есть даже выходцы из Ботлиха. На данный момент в Кабали всего несколько десятков лиц, в основном преклонного возраста, они владеют аварским языком, интересуются своим прошлым, помнят о своем аварском происхождении. Самому автору удалось поговорить с тремя авароязычными представителями Кабали, которые как оказалось хорошо владели как своим диалектом, так и литературной формой аварского языка. Всего в Кабальской зоне проживает чуть более 10 тысяч человек, из них около 3,5 тысячи имеют аварские корни.
Шейх Иса-апанди, по рассказам его внуков, был родом из Анцуха. Село они не смогли назвать, однако в селе Тиви мы уточнили у самих анцухцев, в частности у 74-летнего Бадрудина Адалова, что он был выходцем из села Хидиб Ташского общества, которое граничит с самим Анцухом. Бадрудин Адалов ссылался на личное знакомство с сыном Исы — Мухаммадом, который неоднократно бывал в Хидибе. Иса-апанди умер, по словам его потомков, в 42 года, когда его сыну Мухаммаду (1915 г. р.) было два или три года, в селении Дуиси Панкисского ущелья, однако хоронить его повезли в родное Кабали. Стоит отметить, что именно Иса-апанди стал «виновником» повторной исламизации вайнахов-кистин, живших в Панкисском ущелье. Ранее, во второй половине XIX века, благодаря миссионерской деятельности православных священников они почти полностью перешли в христианство.
Потомство у хидибцев, основавших селение Кабали, было большое. У самого Исы, который был женат на Хурулэн (здесь ее называют Хуруней), уроженке аварского села Кабахчолиб (Белоканский район АР), было 15 детей. У его сына Мухаммада было девять детей — три дочери и шестеро сыновей (Исмаил, Джавад, Джапар, Иса, Ахмад и Махмуд). Сам Мухаммад, хотя знал аварский язык и родители его были аварцы, в паспорте был записан азербайджанцем и был женат на азербайджанке. В это время в селе отмечался довольно ощутимый прилив тюркоязычного населения из разных регионов Закавказья. Также под влиянием руководства Азербайджанской ССР в селе в 1930-х годах была открыта школа с азербайджанским языком обучения, а все жители в паспортах были записаны азербайджанцами, что в дальнейшем повлияло на этнические процессы в селении. Под влиянием этих процессов азербайджанизировалось и потомство Исы-апанди. Из сыновей Мухаммада (все живут в Кабали, только Иса — в городе Закатала) лишь Джавад знает аварский язык и женат на уроженке Кабахчолиба.
Связи обрываются. Миграция в Дагестан среди кахетинских аварцев в последние два-три года почти прекратилась. В год переселяются не более трех-четырех семей, которые едут к родственникам в Махачкалу и населенные пункты с аварским населением в Кизилюртовском, Бабаюртовском и Кизлярском районах. В самом Дагестане господдержку им не оказывают, более того, возникает масса проблем с оформлением на месте.
Взаимосвязь с Родиной на данный момент — самый больной для кахетинских аварцев вопрос, который в ходе наших опросов среди населения назывался в качестве главной причины желания переселиться в Дагестан. Помимо дорожных расходов, получения визы (на месяц — 100 лари или около 70 долларов), трудности вызваны и отсутствием у значительной части кварельцев, проживающих в России, российского гражданства, в результате они не могут получить загранпаспорта и поехать в Грузию. Нередко случалось, что сын не мог попасть на похороны родителей, что людьми с традиционным укладом жизни, каковыми являются кахетинские аварцы, воспринимается очень болезненно. В основном сообщение между Кварели и Дагестаном происходит по следующей схеме: из своих селений жители едут кварельским автобусом до аварского городка Белоканы в Азербайджане, а оттуда ходят автобусы на Махачкалу. На дорогу вместе с пересечением границы уходит около двух суток. В то же время существующая дорога Ахалсопели — Бежта при открытии на ней пограничного пункта могла бы свести посещение родственников в России к трехчасовой поездке в соседний регион. Со дня подписания бывшим председателем правительства России Виктором Черномырдиным указа об открытии такого пункта прошло около 10 лет, а решение вопроса только отложилось на неопределенное время.
Отношения с грузинскими властями. По сравнению с положением аварцев в соседнем Азербайджане, где в большинстве аварских школ родной язык под строгим запретом (есть и другие проблемы: кадры, отношения с правоохранительными органами, земельные вопросы, заселение азербайджанцев в аварские районы и так далее), ситуация в Грузии намного лучше, хотя, конечно, здесь есть свои проблемы.
Обучение в трех сельских школах Кварельского района ведется на русском, грузинском и аварском языках. Грузинские власти предложили при волеизъявлении жителей полностью перевести обучение в школах на аварский язык, с преподаванием грузинского как предмета. Однако в этом случае, ввиду отсутствия в Дагестане вузов с обучением на аварском языке, дальнейшее обучение становится невозможным. Аварскому языку в школах отведено приблизительно столько же времени, сколько и в Дагестане, то есть в старших классах от 4 до 8 часов в неделю. В прошлом в двух школах директора была грузины, но сейчас эти должности заняты аварцами. Главная проблема местных школ — катастрофическая нехватка педагогических кадров и учебных материалов, и в этом вопросе они ожидают поддержки Дагестанского педагогического университета и официальной Махачкалы.
Также стоит отметить, что в Кварельском районе еще с советских времен нет ни одного аварского, то есть преимущественно с аварским населением и возглавляемого аварцем, муниципалитета (сакребуло). Единственный пост, занимаемый аварцами в районной администрации, — депутат аналога российского районного собрания уроженец села Тиви Али Алиев. Аварцы также хотели бы открыть культурный центр и в этом вопросе ждут поддержки грузинской стороны. Следует указать, что вряд ли какая-либо проблема в отношениях с грузинскими властями неразрешима.
Дела духовные. Мечетей в классическом понимании этого слова в аварских селениях нет. В селении Тиви, например, импровизированная мечеть расположена на территории кладбища, построенная под видом помещения для хранения разных инструментов, омывания покойников и так далее. Такая же мечеть в селении Сарусо. В Чантлискуре мечеть находится около небольшой речки и также представляет собой приспособленное помещение. В обоих селениях они находятся в аварийном состоянии, сами здания, будучи по сути хозпристройками, являются не лучшими примерами сельской архитектуры и в условиях влажного климата заметно пообветшали.
В центральной части Тиви было выделено место для строительства Джума-мечети для всех аварских селений Кварельского района, с таким расчетом, что на пятничную молитву (рузман) мусульмане будут собираться там, а остальные молитвы будут проводить в своих поселениях.
Однако в начале 1990-х годов, когда в аварских селениях Дагестана и Азербайджана были построены новые или реконструированы старые мечети, началось добровольно-насильственное переселение аварцев из Грузии в Дагестан. Аварское население было настроено на полное переселение, потому каких-либо новых построек не возводилось, в том числе и общественных.
Кварельские аварцы, как дагестанские и азербайджанские, являются мусульманами-суннитами шафиитского мазхаба. Наиболее религиозная часть — в основном это пожилые люди — являются мюридами Саида-апанди Чиркейского или его ученика — шейха Малламухаммада из села Беретросу. Среднее поколение и молодежь едет к Малламухаммаду, поскольку это и рядом и переход через границу безвизовый. Последний, по оценкам экспертов, имеет в трех северо-западных районах АР (Белоканском, Закатальском и Кахском) около 5 тыс. мюридов, в основном аварцев.
В аварских селах есть только один дибир, получивший религиозное образование в учебных учреждениях Духовного управления мусульман Дагестана, — это молодой Шахбан Чупанов из села Тиви. Отношения мусульман с соседними православными христианами доброжелательные. Как говорит сам Шахбан, один из наиболее частых его собеседников — это священник православной церкви в соседнем грузинском селении Ахалсопели. Однако миссионеры из всяких протестантских сект заметно дестабилизируют обстановку в аварских и соседних грузинских селениях, настраивая их против государства, которое позволяет заниматься бесцеремонной агитацией даже среди детей школьного возраста без правовых последствий. Обычное для них занятие — стоять у ограды школьного двора, дожидаясь выхода детей из школы. Неоднократно как в аварских, так и в грузинских селениях возникали конфликты с представителями этих сект, были жалобы в государственные органы, однако законодательство не запрещает подобную агитацию.
Хозяйственная деятельность. Из всех трех селений наибольшим трудолюбием отличаются жители Чантлискуре. В селе много теплиц, возделываемых виноградников, садов. Отличаются сельчане и количеством скота, в частности овец, которых здесь около 15 тыс. голов. В Тиви и Сарусо их раз в десять меньше. Если в Тиви еще с советских времен занимаются в основном торговлей, то жители Сарусо, находясь в наихудшем положении среди кахетинских аварцев, работали на стройках в райцентре и Телави. Земель в Сарусо всего 17 гектаров! Аварцы при разделе колхозного имущества не получили земельных паев ни в горах, ни на равнине. Только в Чантлискуре получили незначительное количество земли. Крупное грузинское селение Чикаани и аварское Чантлискуре образовывали единый колхоз, при расформировании которого аварцы получали земельные паи размером по 50 соток, а грузины — по 125 соток. Кроме того, многие чикаанцы были поселены в Чантлискуре, в домах, выкупленных государством у аварцев. Сейчас аварцам приходится для скотоводства арендовать земли у грузинских чиновников, успевших отхватить при развале СССР лакомые куски из земельного фонда.
Спортивные достижения. Ребята-аврцы проявили себя в спорте. Так, при переселении в Дагестан уроженцы Тиви стали основоположниками школы дзюдо в нашей республике. Однако многие кахетинские аварцы занимаются и вольной борьбой. Несмотря на переезд их большинства в Дагестан, и в Грузии у авароязычной молодежи есть перспективы. 17-летний Заур Аличов из Тиви — член молодежной сборной Грузии. При Чантлискурской школе открыта секция вольной борьбы, где занимаются 15-17 ребят. Есть и первые результаты. Незадолго до нашего приезда трое из них стали чемпионами Кахети и собирались поехать в Батуми на международный турнир. Всего на чемпионат, который проходил в Ахмета, отправились семеро школьников из Чантлискуре, все они вернулись с медалями. Четверо ребят из Чантлискуре — Рашид Магомедов, Магомед Саидов, Залумхан Саидов и Шамиль Гаджиев — являются чемпионами Грузии. С ребятами занимаются тренеры из Кварели, которые приезжают два раза в неделю для занятий в Чантлискурской школе.
Вместо заключения. 2 февраля 2010 г. группа кварельских аварцев написала Открытое письмо Президенту РД М.Г.Алиеву и Председателю правительства РД Ш.М. Зайналову следующего содержания:
Уважаемые Муху Гимбатович и Шамиль Магомедович! Проблемы кварельских аварцев, вынужденных большей частью переселиться из Грузии в Дагестан, всем известны. Однако хотелось бы обратить Ваше внимание на нерешенность многих из них по сей день. На рубеже 1980-1990-х годов из-за националистической политики президента Грузии Звиада Гамсахурдиа нам пришлось переселиться в Дагестан. Начавшееся первоначально в организованной форме, в дальнейшем это переселение стало стихийным во многом из-за отказа грузинской стороны от взятых на себя обязательств по компенсации за оставленное нами имущество (дома, сады, хозпостройки и т.д.), а также от выделения транспорта на переселение. Да и власти Республики Дагестан в начале 1990-х годов предложили кварельским аварцам крайне невыгодные условия переселения из влажных субтропиков Закавказья в сухие степи или, точнее, песчаные полупустыни в Ногайском районе, недалеко от Южно-Сухокумска. Естественно, мы там обосноваться не могли и начали расселяться стихийно в Махачкале и других населенных пунктах республики.
Несмотря на то, что большая часть кварельских аварцев уже переселилась в РФ, в Грузии еще осталось более 400 семей (по 140 семей в селах Сарусо, Чантлискуре и Тиви, более 40 семей в городе Лагодехи и т.д.), значительная часть которых хочет переселиться в Дагестан. Если уроженцы селений Сарусо и Чантлискуре обосновались в Кизилюртовском и Кизлярском районах, то выходцы из Тиви в основном живут на съемных квартирах в Махачкале, не имея даже возможности похоронить своих родственников в одном месте. Это обстоятельство, а также масса нерешенных проблем с получением гражданст
8000
ва, социальных выплат и гарантий, предусмотренных для граждан России, заставили нас обратиться к Вам с просьбой оказать содействие в их решении.
При обращении к местным властям последние ссылаются на отсутствие средств, заложенных в бюджете республики на эти цели. Препятствием является также отсутствие Дагестана в списке субъектов, включенных в государственную программу по содействию добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию. Думаем, что включение кварельских аварцев в эту программу помогло бы решить многие наши проблемы и снять сложившуюся социальную напряженность. Исходя из этого, просим посодействовать включению переселения кварельских аварцев в вышеуказанную или другую федеральную программу, по аналогии с переселением лакцев из Новолакского района.
Народ уже отчаялся, есть протестные настроения, желающие организовать пикеты или митинги с требованием решить вышеуказанные вопросы, то есть выполнить те обязательства, которые взяла на себя республиканская власть в начале 1990-х годов при создании Оргкомитета по переселению аварского населения из Кварельского района в Дагестан. Чтобы нейтрализовать эти негативные тенденции, приобретавшие популярность среди наших земляков, и организованно решать возникающие перед нами проблемы, мы создали ДРОО «Переселенцы» во главе с Бадрудином Ибрагимовым.
16 июня 2009 года на общем собрании было принято обращение, адресованное Вам и Народному собранию. В отосланном по обоим адресам обращении вкратце осветили основной перечень проблем, с которыми сталкиваются кварельские аварцы в Дагестане. Однако реакции на это обращение до сих пор нет. Эти и другие вопросы хотелось бы обсудить в личной беседе с Вами, для чего просим принять инициативную группу — пять человек из числа представителей аварских селений Кварельского района (От имени кварельских аварцев — ДРОО «Переселенцы» и Совет старейшин кварельских аварцев, 20 подписей).
Автор: Хапизов Ш.М.
2010 год
Источник: www.academia.edu
PS. В связи с тем, что статья шестилетней давности, ситуация изложенная в статье могла измениться, потерять некоторую актуальность или трасформироваться в другую плоскость. Ждем ваших комментариев… (Админ)