О сдирании кожи, как и о кровавом орле, ходят страшные легенды двух видов: в одних случаях пытка эта якобы применялась к живым людям, в других – к мертвецам. В зависимости от цели. Документальными свидетельствами легенды подтверждены лишь отчасти, поэтому не всем из них можно верить.
Правда эта в том, что касается наказания чиновников в Китае – данная пытка (не смертная казнь, а именно пытка) практиковалась на протяжение шестисот лет, с 13-ого по 19-ый век. В Средние века наказание официально назначалось императором и служило в назидание другим: против коррупции, позже – против женской измены. Заключалось оно в сдирании кожи только с лица жертвы. Сто лет назад данная пытка применялась на территории Маньчжурии, рядом с китайской границей, уже неофициально, в тяжёлое военное время.
Полностью сдирали кожу с живых людей – пленников – правители Ассирии, во имя устрашения остальных врагов. Тем не менее, современными историками выражаются сомнения в смертельном исходе подобной казни. Как правило, ожидалась гибель человека от болевого шока. Однако, поскольку болевой порог у всех разный, жертва могла не только выжить, но и оправиться от полученной раны всего тела. Поэтому пленников, вероятней всего, после свежевания сразу и добивали.
О последнем говорит и другой, поистине зверский обычай тех же ассирийцев: кожу сдирали не с самого бунтаря или предателя, а с его ребёнка. Прямо перед глазами провинившегося. Подробней, честно говоря, расписывать «наказание» не хочется.
Скальпировали своих врагов североамериканские индейцы (ирокезы), не жалея никого. По верованиям этого племени считалось, что скальпы врагов предоставляют победителям дополнительную силу и мощь. То есть этот обычай можно назвать частью своеобразного магического ритуала – кстати, очень детально процесс скальпирования описан в серии романов Голон об Анжелике.
Остальные задокументированные случаи свежевания происходили, по большей части, в Средние века и имели место уже после смерти преступника или еретика. Редко когда свежевание являлось частью публичной казни, о чём говорится у Мишеля Фуко в первой главе «Надзирать и наказывать» от 1979-ого года.
Грешили этим ацтеки в процессе жертвоприношений своим жестоким богам. Грешили снятием кожи с богохульников святые отцы инквизиторы – к слову, человеческая кожа частенько использовалась ими в качестве переплётов для книг либо прибивались к дверям часовен. В этом церковники (в какую бы ярость пришли инквизиторы, если бы только узнали!) весьма напоминали дьяволопоклонников, которые занимались тем же самым, хотя кожу сдирали, преследуя совершенно другие цели.
Из других наказаний, имеющих прямое отношение к человеческой коже, можно назвать клеймение, хотя оно, по сравнению с вышеописанным, было мягким и незначительным.