Маньяки в жизни и в кино

Маньяки в жизни и в кино

Начиная с 60-х годов, с тех пор, как маньяки и серийные убийцы (см. Зодиак или Чикатило) впервые появились в кино и собрали невероятно огромную аудиторию, фильмы о них стали множиться в геометрической прогрессии. Режиссёры почуяли лёгкую наживу – их уже было не остановить. Чем более шокирующим получался образ главного злодея, тем выше к нему был зрительский интерес. Так – один за другим – «появлялись на свет» Ганнибал Лектер, Фредди Крюгер, Джейсон, Ворон, Джокер, и другие. Одни убийцы списывались с настоящих преступников, остальные полностью зависели от фантазии сценаристов и режиссёра.

Однако довольно скоро выяснилось, что взятые у реальных людей образы внушали публике страх. Поскольку фильмы ужасов любят лишь единицы, киношники поломали головы и решили сделать ход конём: выдуманные маньяки стали у них положительными героями. Страдальцами, вынужденными мстить злобному человечеству и полиции за давнее убийство любимой супруги, так и оставшееся безнаказанным.

Итак, с одной стороны мы имеем каннибалов и расчленёнку техасской бензопилой, а с другой – злодея, который вроде бы поступает неправильно, но при этом вызывает всеобщее поклонение и восторг. Мы говорим себе, что он пошёл против системы, и даже завидуем в глубине души: как же – человек самостоятельно дал себе право убивать, в то время как мы остаёмся «тварями ничтожными».

Маньяк в кино – персонаж яркий, красивый, умный. Не такой, как все: от манеры одеваться и до манеры подавать себя. Это самоуверенный человек. Разве может быть иначе? Он – охотник, окружающие его люди – жертвы. Но он не убивает просто так. У него обязательно есть мотивы убийства, и в любой случае они вызывают жалость зрителя. Месть за близких, шизофрения, раздвоение личности, и так далее. Кинематограф словно говорит нам: «Убить способен только глубоко несчастный или больной человек». Печально, но эта «истина» откладывается в юных умах, и на выходе мы получаем в разы возросшую агрессию, стрельбу в школах, увеличение уровня преступности по всему миру.

Фильмы влияют на подростков, и маньяк нового поколения в реальной жизни представляет собой уверенного в собственной неуязвимости мажора – глуповатого, но привыкшего, что, благодаря родительским деньгам, всё ему сходит с рук.

Другой современный маньяк – скучный, тусклый, невыразительный мужчина среднего возраста, абсолютно непохожий на собственный фотопортрет.

Мотивы преступлений у них разные.

Мажор занимается этим просто так, от нечего делать. Он хочет выглядеть крутым парнем, унизить «шлюх», «лохов» и доказать всем: убить – всё равно что насекомое раздавить. Плёвое дело.

«Серый» товарищ таким образом культивирует заложенный с детства фетиш, который зачастую является его единственным в жизни удовольствием.

Ни первому, ни второму внимание прессы не нужно – кроме, может быть, слухов в Интернете: интересный псевдоним, смутная фигура и жуткие подробности убийств, которые кто-то успел заснять на телефон.

Оказаться в тюрьме ни тот, ни другой и подавно не хотят, поэтому следов стараются не оставлять и с полицией, как и с прессой, не контактировать.

В жизни у всех слоёв общества они вызывают страх, гнев, раздражение и желание поскорее увидеть обоих за решёткой. Ни о каком восхищении тут и речи быть не может.