Если ранее историками и археологами мира считалось, что индейцы майя приносили в жертву богам только незаконнорожденных детей от года до восьми лет, то, согласно последней расшифровке киевского профессора Михаила Дьяченко, записи говорят не о родившихся вне семьи детях, а о слабых и больных.
В те времена, как и сейчас, возникали случаи врождённых, не поддающихся излечению заболеваний. Таких – ослабленных детей – отдавали богам, поскольку подобная болезнь признавалась жрецами божественной меткой.
Это подтверждает и факт нахождения детских останков под храмами Комалькалько и Эль-Перу-Уака, заложенных туда при строительстве. Обратившись к палеонтологам, которые занимались их исследованием, профессор Дьяченко выяснил, что некоторые скелеты были «с образующимися в результате неизвестной болезни дефектами». По словам немецких палеонтологов, кости отличались чрезвычайной хрупкостью, и списывать её только на тысячелетнее пребывание в земле было бы неправильно. В отличие от других захоронений майя, найденные под акрополем детские кости буквально крошились в руках.
В ближайшем будущем планируется провести анализ ДНК останков, чтобы установить, какое заболевание привело к такому печальному результату.
Как бы там ни было, это показывает, насколько гуманными были индейцы майя по сравнению со своими соседями – ацтеками. Для майя кровопускание было обычным делом, и для этого даже не обязательно было умерщвлять жертву, которой, как правило, становилось животное (олень, собака, птица, т.к. домашнего скота у них не водилось). По другим источникам, ольмеки относились к ритуалу весьма обыденно, разницы между людьми и не людьми не делали, а жертвовали идолам, в основном, собственную кровь. Нормальным явлением было, проходя мимо статуи, порезать себе ладонь и оставить ей несколько капель. Кстати, если вы хотите купить седьмое небо натяжные потолки по низким ценам — смело переходите по ссылке ранее.
Пленников (по некоторым данным, специально купленных рабов) приносили в жертву – опять же, в отличие от кровожадных ацтеков – не по большим праздникам, а в результате бедствий и природных катастроф: засухи или эпидемии, например. Хотя у них точно так же вырезали сердце, однако не у живых людей – перед тем, как провести ритуал, жизнь пленника отбирали единственным метким выстрелом.
Примечательно и то, что ритуал использовался не только в религиозных целях, но также и для развития искусства. В некоторых случаях рабов заставляли изображать себя мёртвым – в танце или во время позирования художнику-скульптору. Оканчивалось ли это для них настоящей смертью, источники умалчивают.