Люди, подходящие к изучению этого удивительного явления всерьёз (Норбеков, Моуди, и др.), не ленятся проводить опросы, даже при том, что те отнимают годы времени. Они анализируют ответы переживших клиническую смерть, суммируют все случаи одинакового опыта, пытаются понять, чем вызваны любого рода отличия, и на этой основе создают модель загробного мира.
Что же им удалось выяснить?
Рассказы о клинической смерти начинаются с того, что человек видит своё тело со стороны. Когда «душа отлетает от тела», призрак находится в том же помещении, где лежит его тело. Этот опыт не стоит путать с комой – более долговременным тяжёлым состоянием организма, — когда человек бродит по серому пространству, которое принято считать закоулками собственного сознания (или подсознания). Впавшие в кому говорят, что «там ничего нет, смерти нет, рая и ада тоже нет». В то время как в процессе временной смерти после схожего с астральным выхода из тела для большей части людей открывается коридор: свет в конце тоннеля, после чего они попадают в загробный мир, где встречаются с умершими друзьями и родственниками, ангелами и Богом в виде света. Другие, наоборот, попадают в ад и наблюдают за мучениями душ, слушая в свой адрес угрозы со стороны демонов.
Столь резкое различие объясняется, по мнению психологов, тем, что первые искренне верят в то, что жили праведно, тогда как вторые в глубине души винят себя в некоторых – возможно, давно уже забытых – грехах, которые пытались и не смогли искупить.
Любопытно, что подобный опыт переживают не только верующие. Если бы это было так, то даже в случае с атеистами посмертные «галлюцинации» можно было бы объяснить внушаемостью. Ведь всю сознательную жизнь мы так или иначе связаны с христианством: оно окружает нас, напоминая о себе ежедневно. Телевизор, пресса, собственная семья, верующие друзья – естественно, после смерти, когда у многих жизнь проносится перед глазами, мы переживаем всё это заново и очень ярко. Нам не устают повторять, куда мы попадём, и мы послушно туда «попадаем». То же самое касается евреев, мусульман, индуистов, последователей Будды. Представители иных религиозных конфессий видели своих богов или демонов… Но!
Каким бы человек ни представлял себе устройство Рая и обличье Бога, вслед за ними в рассказах о клинической смерти всегда угадывалось одно и то же: расположенный вне времени информационный центр с чёткой структурой и управляющий всем этим мощный мягкий Свет.
Предположим, виденное тысячами людей и впрямь было лишь иллюзией, как утверждают врачи, и они испытывали не более чем выбросы в организм определённых гормонов. Однако вернувшиеся с того света охотно делятся обретёнными там знаниями, рассказывают о происходивших поблизости событиях, наблюдать которые уже не могли.
И, несмотря на то, что медики специально провели эксперимент с развешанными по палате картинками, которые позже просили описать, и пережившие временную гибель пациенты не смогли этого сделать, это не доказывает правоту врачей. Ведь, как при жизни, так и в образе призрака, человек обращает внимание не на всё, что его окружает. Его больше интересуют разговоры докторов, собственное бессознательное тело, плачущая за стеной жена, чем развешанные по стенам изображения. Понятно, что и рассказы о клинической смерти будут затрагивать вполне конкретные предметы.
Так что вопрос, волнующий человечество на протяжение целых поколений — тайна смерти и, возможно, следующей за ней новой жизни, — по-прежнему остаётся открытым.