Краткий комментарий о значениях "Авар, МагIарулал и Сарир"

Краткий комментарий о значениях "Авар, МагIарулал и Сарир" Об этнониме (или этнотопониме) «Авар» в аварском языке в последнее время упоминалось часто. Есть интересные работы по этой теме у М.Мусаева, который, как и Айтберов, утверждает, что название авар (абар, апар) в Дагестан пришло из Хорасана (провинция Абаршахр) и связано это с переправой в Дагестан двенадцати тысяч воинов для охраны территории Аграна и Сулакского бассейна от кочевников в период правления Хосрова Ануширвана. По поводу того, что авары пришли с территории современного Азербайджана, скорее всего, Айтберов имеет в виду Обарену (или Аварену), в которой правили потомки Парфянской династии Аршакиды. Обарена, как известно, входила в одно время в Кавказскую Албанию (образование родственных кавказских племён, наследников Куро-Аракской культуры) и была населена предками современных аварцев, а также потомками известного ираноязычного племени апарнов (входивших в прежние века в дахскую конфедерацию), составивших костяк Парфянской империи.

Но этноним «авар» не чужд для местного горского населения и не навязан извне, так как примерно с 3 века н.э. Хунзах становится союзником Парфии. В исторических хрониках указывается: «На Хунзахском плато находился региональный (северо-восточнокавказский) центр военного командования Парфянской империи». Именно Хорасан (Абаршахр) был идеологическим и политическим центром того времени для различных народов, в том числе для евразийских авар (вархонов), входивших в родственный или союзнический круг восточноиранских и кавказских племён.

Турецкий учёный, исследовавший Мехмед Тэзджан, подробно исследовавший этнический термин «апар/абар/авар» заключает, что все дошедшие до нас упоминания народа «авар» в древнегреческих, армянских, тюркских письменных документах восходят к одному и тому же — ираноязычному племени парфян.

М. Мусаев пишет: «Говоря о евразийсках аварах — создателях Аварской империи (Аварского каганата) на Балканах и в Центральной Европе, следует помнить характеристику византийского историка Феофилакта Симокатты: «Среди скифских племен племя авар является наиболее деятельным и боеспособным». – Именно такую славу снискали в свое время парфяне, успешно громившие римские легионы и соперничавшие на равных с могущественным Римом в качестве мировой державы.»

Уже после заката Парфянской империи, дело возрождения Иранской цивилизации перешло к сасанидской династии, в рядах которой на высоких военных постах оставались потомки парфян. В своей внешней политике сасаниды также руководствовались поддержкой местных племён, в создании союзнических государственных образований на периферии империи. В результате этой политики на исторической арене появляется государство Сарир с центром в Хунзахе.

Евразийские авары – это политическая нация, орда, сплотившая в себе различные племена, но костяк которой составляли потомки парфян (апарны) и хиониты (потомки народа ди), входившие на тот период в Эфталитскую конфедерацию племен. Однако не они принесли, объединяющее и тех и других имя «авар» в Хунзах, он уже существовал до того периода на территории, являющейся ойкуменой дагестаноязычных племён.

Ричард Фрай связывает Апаршахр с этнонимом апарны.  Он упоминает, что хионитские/эфталитские монеты были снабжены бактрийскими легендами и бактрийский язык считается официальным языком хионитского/эфталитского двора. А, как известно, бактрийский и парфянский языки являются сакскими, что говорит о родстве эфалитов/хионитов и апарнов/парфян в контексте их общего происхождения. Абаршахр, Хорасан же был центром Парфянского царства, этническое ядро которого составляли апарны, известные ещё как апары/авары. 

Историк С.Сулейманова пишет:  «К племенам парна, видимо, восходили как авары (апар) в Тян-Шане, так и эфталиты (heptal), которых связывают с парутами (parutai-«горцы») на Гиндикуше (Uparisaina). Предполагают, что они откололись от кушанов (29,с.369-374). Апаршахр мы видим и в Албании.»

Ранняя аварская государственность и культура отчасти связана своим происхождением с Хорасаном, Парфией, но её краеугольный камень – хурриты, чьи языки наряду с нахско-дагестанскими и урарстскими принадлежат к восточнокавказской семье. М. Мусаев отмечает, что наиболее ранним из дошедших до нас антропонимов с рассматриваемой нам основой является Awarparnu ассирийских клинописных источников, датируемый 713 г. до н.э. (см. Топоров Ф.Н. Фарн//Мифы народов мира. – М.: СЭ, 1992. Т.II. С.558). Второй формант, по мнению Топорова Ф.Н., содержит иранское «фарн/парн» – «слава, харизма, ореол». Сравним: авараг (пророк) в аварском языке. У хурритов «эвир», «эбер» — царь, предводитель.
По мнению историка: «Под схожим названием «эбер, эвер» известны хурриты. Этот термин появляется в Иране и активно там распространяется. Из Ирана апар, абар начинает расходиться лучами в разные стороны.»

 
Само по себе интересно созвучие самоназвания аварцев эндоэтноним «маарулал» и венгров «maguarul», так как и у аварцев и у мадьяр оно имеет сходное значение – горец. Magyar – «дитя земли» или «горец», т. е. житель Уральского хребта. (см. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).

В работе М.Мусаева приведён список языковых встреч некоторых дагестанских (в частности аварского яз.) и венгерского языков (см. по нижеприведенным ссылкам).

На каком этапе происходит сближение мадьярских (угорских племён) и дагестанских этносов сложно определить, вероятней всего, во времена экспансии авар, устремивших за собой множество племён, в том числе угорских и восточноиранских, входивших в эфталитскую конфедерацию, а также хазарского влияния на мадьяр и часть Нагорного Дагестана. Однако слово маарулал исконное в аварском языке: аварское МЭГIЭР (MGR) в прошлом имело значение: голова, вершина, горный пик. Сарир («сар» — вершина, «ир» — острие) – это точный эквивалент понятия «МагIарулал» . С этими двумя значениями связан наш термин авар. Для сравнения: племена parna (аparna) связывают со значением «горцы», исходя из «апар» – «вверху». Таким образом, Авар, МагIарулал и Сарир имеют общее смысловое значение и относятся непосредственно к общеаварской истории.

Автор: М.Шахманов


Мадьяры-Дагестан/Magyarok s Daghestan. Языковые встречи
http://awarenland.blogspot.ru/2013/05/magyarok-es-daghestan.html
http://awarenland.blogspot.ru/2013/05/magyarok-es-daghestan-2.html
alt