Джарский Маздик и Азербайджан: проблема совести или проблема свободы?

Джарский Маздик и Азербайджан: проблема совести или проблема свободы?Верующие-прихожане мечети (маздик) в селении Джар просят местное отделение Комитета по работе с религиозными структурами в Азербайджанской Республике «рассмотреть документы» религиозной общины и утвердить имамом джарского маздика Мухаммеда Васиева, который и ранее исполнял обязанности имама.

Из сообщений азербайджанских СМИ явствует о начале нового витка противоречия сложившегося между верующими из Джара и Управлением мусульман Кавказа (Баку) в купе с Комитетом по работе с религиозными структурами (региона). С подобного рода противоречиями и около-конфликтным положением дел связанных с Джарским Маздиком общество сталкивалось и в конце 90-х прошлого века, когда власти откровенно предложили Султану Пириеву, который возглавлял религиозную общину сложить с себя полномочия имама Джарского Маздика.  Непонимание переросшее в конфликт и раскол в обществе не был так и разрешен, а только сглажен временем. Основными участниками противоречия являлись власти, настаивавшие на лояльности и исполнении со стороны прихожан требования законодательства Азербайджанской Республики в чиновничьем его понимании, с одной стороны, верующих-новаторов в лице обучавшихся религии в Дагестане — сопредельной с Азербайджаном Республике Российской Федерации, с другой стороны, и верующих-консерваторов, которые предлагали избегать конфликтов с властями, а сосредоточиться на внутренней внутриобщинной проблеме.

Фактического имама джарской мечети (маздика) Мухаммада Васиева  СМИ называют «уволенным имамом», который «не подчинившись приказу УМК продолжает работать». Однако общественность так и не была должным образом ознакомлена ни с требованиями УМК и Комитета, ни с корнем проблем, которые периодически приводят общественность в раздражение.

Азербайджанские СМИ со ссылкой на самого Васиева отмечают, что Васиев продолжает свою деятельность «по просьбе сельского населения», а так же сообщают о неких действиях связанных с «восстановлением имама в должности», «неоднократных обращениях в региональные представительства УМК» и о том, что обращение верующих из Джара «рассмотрено не было». Речь идет о некой «регистрации» или «перерегистрации» (не понятно кого и чего), а гази УМК по закатала-балакенскому району Малик Билалов заявил информагентству «АПА», что «имам этой мечети был уволен еще при другом гази – в 2015 году».  По его словам, отсутствие имама в этой мечети связано с тем, что она  не прошла перерегистрацию. М.Билалов не пожелал комментировать продолжение деятельности М.Васиева.

То есть, мы наблюдаем откровенное отсутствие компетенции с каждой из сторон, которые не считают должным широко осветить реальное положение дел и начать откровенный деловой разговор, дискуссию или разъяснительную работу. Нет доходчивой информации о сути происходящего в общине, обществе и в стране даже на официальных сайтах, а местами нет и самих сайтов, представляющих интересы сторон.

***
СПРАВОЧНО:

Согласно действующего законодательства АзР, религиозные общины (учреждения и центры, монастыри, духовные учебные заведения, их объединения) являются религиозными образованиями (представлены их центрами/учреждениями и должны являться добровольными организациями совершеннолетних граждан, созданные для совместного осуществления «права свободы вероисповедания, а также для распространения религиозных верований и культа»; религиозные образования действуют в соответствии с со своими утвержденными уставами (положениями).
Таким образом, Религиозная община является местным религиозным образованием верующих лиц, объединившихся, на основе добровольности, в целях совместного богослужения и удовлетворения иных религиозных потребностей.
Религиозные общины имеют право подчинения и изменения своего подчинения в канонических и организационных вопросах религиозным центрам (учреждениям), действующим в Азербайджанской Республике и за ее пределами.
Религиозные образования, руководящие центры которых находятся за пределами Азербайджанской Республики, в своей деятельности могут руководствоваться уставами (положениями) данных центров в случаях, не противоречащих законодательству Азербайджанской Республики.
Религиозные учреждения и центры могут создавать в соответствии со своими уставами (положениями) храмы, святилища и монастыри.
Отношения государства с религиозными учреждениями и центрами, в том числе с религиозными учреждениями и центрами, находящимися за пределами Азербайджанской Республики, не урегулированные законодательством, регулируются по согласованию между собой и с государственными органами.

Религиозные учреждения и центры в соответствии со своими уставами (положениями) имеют право создавать духовные учебные заведения для подготовки священников и других служителей культа. Духовные учебные заведения действуют в соответствии со своими уставами (положениями), регистрируемыми в порядке, установленном настоящим Законом.
Лица, обучающиеся в очных высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами, установленными для лиц, обучающихся в государственных учебных заведениях.

Религиозное образование, как мы уже говорили, имеет свой устав (положение), определяющий его правоспособность в соответствии с гражданским законодательством. Устав (положение) религиозного образования принимается на общем собрании верующих или на конфессиональных съездах, конференциях. В уставе (положении) религиозного образования должны быть указаны:

1) вид религиозного образования, его конфессиональная принадлежность и местонахождение;
2) место религиозного образования в организационной структуре религиозного объединения;
3) имущественное положение религиозного образования;
4) права религиозного образования на основании предприятий, средств массовой информации, других религиозных образований, учебных заведений;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав (положение) религиозного образования;
6) порядок разрешения имущественных и иных вопросов при прекращении деятельности религиозного образования.

Уставом (положением) могут быть охвачены и другие вопросы в связи с особенностями деятельности данного религиозного образования. Документы, определяющие вероисповедную деятельность религиозного образования и разрешающие другие его внутренние вопросы, не подлежат регистрации в государственных органах. Религиозное образование с момента регистрации его устава (положения) является юридическим лицом.

***

В заключение следует добавить, что у джарцев, а так же у азербайджанских властей наделенных полномочиями управления верующими, нет проблем со свободой и совестью как таковой, но есть непреодолимое желание вершить реальность прежде, чем придут к правильному и одинаковому пониманию сути свободы и совести в Азербайджане. Этому в не меньшей степени способствует отсутствие настоящего взаимодействия (постоянной совместной работы) власти и общества. Даже при том, что простое верующее население не правильно понимает требований власти, власть должна стараться быть еще более доходчивой, по скольку религиозные чувства требуют к себе деликатного отношения, тем более, когда речь идет о гражданах одной страны с непростой историей, какая была и у граждан и у страны …

Источник: Alazan-INFO

PS. Рядом с Джарской мечетью расположен памятник Имама Шамиля и на прилегающей к мечети кладбище похоронен легендарный Умахан Аварский (прим. администрации маарулал.ру)